Во время раскопок на территории нижегородского кремля ученые обнаружили остатки древнейшего в России фуникулера. Сохранились фундамент и нижние части стен верхней станции, сообщает сайт Института археологии РАН.
Кроме того, удалось найти остатки восьмиугольной водонапорной башни из красного кирпича и чугунные трубы водовода.
Известно, что вопрос о механическом сообщении между прибрежной и нагорной частями Нижнего Новгорода начали обсуждать еще в 1880-х годах. Фуникулер, соединивший две трамвайные линии (Верхнебазарную и Нижнебезарную), принял первых пассажиров в 1896-м. Его открытие приурочили к Всероссийской промышленно-художественной выставке.
За основу взяли принцип работы зубчатых канатно-проволочных дорог, распространенных в Европе, но никогда не строившихся до того момента в России. На верхней станции в бак первого вагона нагнеталась вода из специально выстроенной башни. Под ее тяжестью фуникулер перемещался вниз, где «балласт» сливали в колодец.
История нижегородского фуникулера оказалась не очень долгой. В 1920-х годах по Зеленскому съезду провели трамвайное сообщение, и надобность в канатной дороге отпала.
В ИА РАН также сообщили, что рядом с фуникулером открыли культурный слой XVI–XVIII веков со следами плотной жилой застройки: многочисленными котлованами погребов и хозяйственных ям. Средневековые артефакты (XIII – начало XV века) пока немногочисленны – это фрагменты стеклянных браслетов и парадной посуды из поволжских городов Золотой Орды, а также бронзовый перстень.
Ранее сообщалось, что на дне Волги нашли старинную ладью неизвестного происхождения. Ученых удивили как ее возраст (около 600 лет), так и размеры (50х20 метров).
Фото: Институт Археологии РАН
Источник: