Врачебная ошибка - халатность или неспособность врача лечить?
Когда Гиппократ писал свою знаменитую Клятву, содержащую слова, в том числе, о врачебных ошибках, он не знал, сколько людей в России, да и не только в России, будет ежегодно от них умирать.
Официально российскую статистику никто не ведёт. Сколько ежегодно умирает пациентов в руках врачей, знают только сами врачи, а афишировать эту информацию не в их интересах. Неофициальные общественные организации ведут приблизительные подсчёты. Цифры — шокирующие.
По разным данным умирает от врачебных ошибок от 50 тыс. до 300 тыс. пациентов в год. Каждый третий диагноз, поставленный больному — неверный. Доказать халатность врача и наказать его практически невозможно. Единичные случаи доходят до зала суда, но и там всё упирается в судмедэкспертизу, которая зачастую в рамках медицинской этики солидарна с диагнозом врача, переписываются медкарты, подтасовываются факты и имеет место фальсификация. Суду сложно определить, законно или незаконно была оказана медицинская помощь и что стало причиной смерти или инвалидности больного. Максимум, что получит врач по такому уголовному делу — от 1 до 4 лет тюрьмы или отделается условным сроком.
Что такое врачебная ошибка?
Врачебная ошибка — ошибка профессиональной деятельности, исключающая небрежность, халатность или невежество, неправильная постановка диагноза, назначенное лечение, оперативное вмешательство по незнанию, неспособности, отсутствию практики.
Понятие врачебной ошибки впервые применил знаменитый хирург Н. И. Пирогов. Тогда же была введена и первичная квалификация врачебных ошибок.
По причинно-следственной связи различают диагностические ошибки, лечебно-тактические ошибки, технические ошибки, организационные ошибки, деонтологические (поведенческие) ошибки, ошибки в заполнении медицинской документации.
Если бы только случайность, совпадение, неправильный и устаревший комплекс лечения, незнание новейших достижений науки, неверные данные лабораторных исследований и инструментальных данных… Есть много других субъективных причин, мешающих врачу быть квалифицированным специалистом, например, недостаток мышления, интеллекта, сложный характер и даже плохое настроение и переоценка себя.
Стандартный набор симптомов говорит о стандартном заболевании и стандартном курсе лечения.
Закрывают глаза на не совсем обычные жалобы и несоответствие лабораторных исследований, недостаточно внимательно относятся к сопутствующим болезням.
Может быть, потому и не верим мы людям в белых халатах, хоть и зачастую доверяем им свою жизнь?
Что мешает врачам профессионально лечить? Люди, которые стоят в очереди и часто болеют? Низкие зарплаты? Или отсутствие ответственности за совершённую врачебную ошибку?
Вопросы, на которые никто не даст правильных ответов.
К слову сказать, в странах благополучной Европы также имеют место врачебные ошибки. Только там в законодательстве чётко прописана ответственность врача, практикуется страхование ответственности медперсонала, врачи работают по строго прописанным инструкциям оказания помощи и врачебные ошибки предаются гласности. Может быть, и нам стоит об этом подумать.
Историческая справка:
«Врач, допустивший неправильность действий… подвергается: или вычету шести месяцев или целого года из времени службы, или отрешению от должности, или же и заключению в смирительном доме на время от 8 месяцев до одного года и 4 месяцев, с лишением некоторых, … ему делается строгий выговор с объяснением, что за новое повторение означенного проступка ему воспрещена будет практика». («Уложения о наказаниях Российской империи» (1866)
От ошибок не застрахован никто. Как говорится, кто не работает, тот не ошибается. Только не каждая ошибка приводит к смерти.
Медицина — сложная наука, она требует особых, специальных знаний, навыков и человечности. Очень хочется, чтобы среди наших врачей не было случайных людей и наше государство сделало всё, чтобы защитить нас — простых пациентов, соблюдая Клятву Гиппократа:
«Клянусь … исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу письменное обязательство: … направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости … не дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла … Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. …Мне, нерушимо выполняющему клятву, да и будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому».