"Стране нужны заводы"
Летом 1941 года перед советским правительством встала нелегкая задача. Нужно было выбирать: или оставить танковые заводы на прежнем месте и, подвергая их риску быть захваченными противником, продолжать выпуск танков, или, не считаясь с большими потерями на фронте, эвакуировать заводы за Урал. Сталин рискнул и решил эвакуировать заводы. Как выяснилось в дальнейшем, это оказалось верным решением, хотя и привело к тому, что развитие советских танков остановилось на 18 месяцев.
Конструкторское бюро, разрабатывавшее танк Т-34, находилось в Харькове, в составе Харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ №183). К началу войны ХПЗ был единственным предприятием в стране, выпускавшим танки Т-34. Выпуск Т-34 на Сталинградском Тракторном заводе (СТЗ) еще только налаживался. Харьковское КБ, возглавляемое Александром Морозовым, получило приказ начать эвакуацию за Урал вместе со всем остальным заводом. Завод эвакуировался в Нижний Тагил и объединялся с Уральским Вагоностроительным заводом (Уралвагонзавод №183). После слияния возник крупнейший промышленный комплекс, равного которому не было в СССР. Первые танки Нижний Тагил дал 20 декабря 1941 года. Чтобы компенсировать потерю производственных мощностей, в июле 1941 году на завод «Красное Сормово» (№112) в Горьком поступил приказ начать выпуск Т-34. Первые серийные сормовские «тридцатьчетверки» были доставлены в Москву в ноябре 1941 года.
От полного разгрома зимой 1941 года Красную Армию уберегло лишь то, что вермахт к тому времени также находился в плачевном состоянии. Фронту требовались танки, причем требовались любой ценой. Чтобы не терять темпов выпуска любые изменения в конструкции танка допускались лишь при условии, что это не приведет к замедлению производства. КБ Морозова, переименованное к тому времени в ГКБ-Т-34 (Главное конструкторское бюро) уже разработало модификацию Т-34, получившую название Т-34М, в которой были устранены многие из перечисленных выше недостатков. Т-34М имел башню большего размера, оснащался командирской башенкой и улучшенной торсионной подвеской, вместо использовавшейся до сих пор подвески типа Кристи. Однако Т-34М в серию не пошел, а все усилия ГКБ были сконцентрированы на совершенствовании технологии выпуска. И в этом удалось достичь немалых успехов. Если перед войной 76,2-мм пушка Ф-34, которой оснащался Т-34, состояла из 861 детали, то к 1942 году число деталей сократилось до 614. В целом стоимость
одного Т-34 удалось сократить с 269500 рублей в 1941 году до 193000 рублей в 1942.
Пока в Советском Союзе разработка новых танков полностью прекратилась, в Германии полным ходом шла работа по созданию новых танков и по модернизации уже существующих. В короткие сроки был создан PzKpfw IV, оснащенный длинноствольной 75-мм пушкой, способной пробивать лобовую броню Т-34. Работы по созданию тяжелого танка PzKpfw VI «Tiger» также ускорились, и к началу 1943 года на Восточный фронт начали прибывать первые «Тигры». «Тигр» стал результатом «танкобоязни», развившейся у немцев после встречи с советскими Т-34 и КВ. В 1941 году новые советские танки были практически неуязвимы перед большинством немецких артсистем. Немцы попытались ответить своей, еще более тяжелой и мощной машиной. Но «Тигр» получился слишком дорогим в производстве, поэтому наладить массовый выпуск этого танка немцам так и не удалось. Всего было выпущено 1354 «Тигра» - такое количество танков Красная Армия получала примерно за четыре недели. В качестве более дешевого варианта «Тигра» немецкая армия получала облегченный танк -«Пантеру», который в действительности весил чуть ли не в два раза больше, чем Т-34. Хотя выпуск «Пантер» шел более быстро (всего было выпущено 5976 танков этого типа), немцы так и не смогли полностью заменить свои быстро устаревающие PzKpfw IV. В результате PzKpfw IV оставался основным танком панцер-ваффе на протяжении всей войны.
Стремление нарастить мощность танковых войск дало свои плоды. Число танков в составе Красной Армии возросло с 7700 (январь 1942) до 20600 (январь 1943), и это несмотря на тяжелейшие потери, понесенные Красной Армией в 1942 году, в результате неправильного использования новых танковых корпусов. Немцы тоже наращивали свои танковые войска, подняв их численность с 4085 (январь 1942) до 5648 (январь 1943). Однако если списать со счетов танки устаревших типов, количество боеготовых танков панцерваффе даже уменьшилось с 4084 (конец 1941 года) до 3939 (конец 1942 года). В 1942 году танковые войска Красной Армии и вермахта были примерно равны по силе. На стороне Красной Армии было некоторое численное преимущество, в то время как панцерваффе по-прежнему превосходил противника в тактическом отношении. Конструктивное превосходство советских танков над немецкими в течение 1942 года постепенно сошло на нет. В 1942 году Красная Армия потеряла 15000 танков, потери панцерваффе составили 2648 машин, то есть соотношение потерь 6:1 сохранилось без изменений.
Советское оружие
Конструкторское бюро, разрабатывавшее танк Т-34, находилось в Харькове, в составе Харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ №183). К началу войны ХПЗ был единственным предприятием в стране, выпускавшим танки Т-34. Выпуск Т-34 на Сталинградском Тракторном заводе (СТЗ) еще только налаживался. Харьковское КБ, возглавляемое Александром Морозовым, получило приказ начать эвакуацию за Урал вместе со всем остальным заводом. Завод эвакуировался в Нижний Тагил и объединялся с Уральским Вагоностроительным заводом (Уралвагонзавод №183). После слияния возник крупнейший промышленный комплекс, равного которому не было в СССР. Первые танки Нижний Тагил дал 20 декабря 1941 года. Чтобы компенсировать потерю производственных мощностей, в июле 1941 году на завод «Красное Сормово» (№112) в Горьком поступил приказ начать выпуск Т-34. Первые серийные сормовские «тридцатьчетверки» были доставлены в Москву в ноябре 1941 года.
От полного разгрома зимой 1941 года Красную Армию уберегло лишь то, что вермахт к тому времени также находился в плачевном состоянии. Фронту требовались танки, причем требовались любой ценой. Чтобы не терять темпов выпуска любые изменения в конструкции танка допускались лишь при условии, что это не приведет к замедлению производства. КБ Морозова, переименованное к тому времени в ГКБ-Т-34 (Главное конструкторское бюро) уже разработало модификацию Т-34, получившую название Т-34М, в которой были устранены многие из перечисленных выше недостатков. Т-34М имел башню большего размера, оснащался командирской башенкой и улучшенной торсионной подвеской, вместо использовавшейся до сих пор подвески типа Кристи. Однако Т-34М в серию не пошел, а все усилия ГКБ были сконцентрированы на совершенствовании технологии выпуска. И в этом удалось достичь немалых успехов. Если перед войной 76,2-мм пушка Ф-34, которой оснащался Т-34, состояла из 861 детали, то к 1942 году число деталей сократилось до 614. В целом стоимость
одного Т-34 удалось сократить с 269500 рублей в 1941 году до 193000 рублей в 1942.
Пока в Советском Союзе разработка новых танков полностью прекратилась, в Германии полным ходом шла работа по созданию новых танков и по модернизации уже существующих. В короткие сроки был создан PzKpfw IV, оснащенный длинноствольной 75-мм пушкой, способной пробивать лобовую броню Т-34. Работы по созданию тяжелого танка PzKpfw VI «Tiger» также ускорились, и к началу 1943 года на Восточный фронт начали прибывать первые «Тигры». «Тигр» стал результатом «танкобоязни», развившейся у немцев после встречи с советскими Т-34 и КВ. В 1941 году новые советские танки были практически неуязвимы перед большинством немецких артсистем. Немцы попытались ответить своей, еще более тяжелой и мощной машиной. Но «Тигр» получился слишком дорогим в производстве, поэтому наладить массовый выпуск этого танка немцам так и не удалось. Всего было выпущено 1354 «Тигра» - такое количество танков Красная Армия получала примерно за четыре недели. В качестве более дешевого варианта «Тигра» немецкая армия получала облегченный танк -«Пантеру», который в действительности весил чуть ли не в два раза больше, чем Т-34. Хотя выпуск «Пантер» шел более быстро (всего было выпущено 5976 танков этого типа), немцы так и не смогли полностью заменить свои быстро устаревающие PzKpfw IV. В результате PzKpfw IV оставался основным танком панцер-ваффе на протяжении всей войны.
Стремление нарастить мощность танковых войск дало свои плоды. Число танков в составе Красной Армии возросло с 7700 (январь 1942) до 20600 (январь 1943), и это несмотря на тяжелейшие потери, понесенные Красной Армией в 1942 году, в результате неправильного использования новых танковых корпусов. Немцы тоже наращивали свои танковые войска, подняв их численность с 4085 (январь 1942) до 5648 (январь 1943). Однако если списать со счетов танки устаревших типов, количество боеготовых танков панцерваффе даже уменьшилось с 4084 (конец 1941 года) до 3939 (конец 1942 года). В 1942 году танковые войска Красной Армии и вермахта были примерно равны по силе. На стороне Красной Армии было некоторое численное преимущество, в то время как панцерваффе по-прежнему превосходил противника в тактическом отношении. Конструктивное превосходство советских танков над немецкими в течение 1942 года постепенно сошло на нет. В 1942 году Красная Армия потеряла 15000 танков, потери панцерваффе составили 2648 машин, то есть соотношение потерь 6:1 сохранилось без изменений.
Советское оружие
Отзывы и комментарии