Фантастика «Черная дыра» (1999). Кто придумал Риддика?

Некогда талантливый сценарист, любитель экзотических сюжетов и жанра фантастики Дэвид Туи, после написания текстов к таким известным лентам, как «Зубастики 2» (его дебют в кинематографе), «Чернокнижник», «Беглец» и «Водный мир», решил перейти в статус постановщика.

Формально его первым фильмом считается фантастический триллер «Замечательная поездка» (1991), однако признание Туи получил благодаря двум следующим проектам — «Прибытию» и «Черной дыре».

«Черная дыра» стала для Туи тем же, чем для Ридли Скотта «Чужой»: путеводной звездой и фильмом, который на много лет вперед определил жизнедеятельность режиссера. Точнее сказать, на ближайшие 14 лет, хотя никто не исключает, что, несмотря на относительную неудачу триквела «Риддик», франшиза будет продолжена и обзаведется еще одним-двумя продолжениями.

…Путешествующий на окраинах галактики космический корабль незадачливо попадает в полосу метеоритного дождя. Артобстрел в считанные секунды выводит из строя ключевые узлы судна, а также капитана, мирно почивавшего в анабиозе. Очухавшаяся ото сна помощница Кэролин Фрай успевает сбросить балласт и минимизировать потери личного состава при аварийной посадке на неведомую планету.

Перед жалкой горсткой выживших стоят две насущные проблемы. Первая связана с невыносимой жарой местной пустыни, отсутствием воды и видимых перспектив. Второй вопрос на повестке дня — бежавший из трюма корабля межгалактический рецидивист Риддик, коему человека прирезать — что лишний раз моргнуть. За Риддиком должен был присматривать наемный охотник за головами Джонс, коего с заключенным связывают личные счеты.

Впрочем, беглец и не стремится затеряться в пустыне. Он просто не хочет сидеть на привязи. Мировое соглашение между охотником и Риддиком достигнуто вовремя: на планету надвигается местная полярная ночь, что сулит не столько холод и голод, сколько ужас и смерть. В темноте на поверхность выползают страшные и прожорливые монстры, успевшие распробовать человечины на примере партии геологов.

Риддик и компания прорываются к оставленному геологами звездолету. Путь хоть и ближний, но усеян полчищами чупакабр с длинными когтями и острыми зубами. Спасти несчастных космотуристов может только слабый свет фонариков, губительный для монстров. Почуяв вкус крови, крокозябры смыкают ряды. Впереди спасательная капсула, но успеют ли земляне добраться до нее?..

Изначально Дэвид Туи хотел, чтобы Риддик был женщиной. Видимо, памятуя об успехе вышеупомянутого «Чужого», в коем заглавную роль капитана Рипли сыграла Сигурни Уивер. Но, слава богу, сменил ориентацию на невероятно харизматичного американца (кстати, тоже, как и Уивер, уроженца Нью-Йорка) Вина Дизеля. Последнего режиссер присмотрел у Спилберга в военной драме «Спасти рядового Райана», где Дизель сыграл короткую, но весьма яркую партию американского морпеха времен Второй мировой войны.

Поскольку предыдущая лента режиссера, фантастический триллер «Прибытие» с участием Чарли Шина, была принята на родине без особых восторгов, Туи предпочел от жанра фантастики околонаучной перейти к боевым действиям. Разумно полагая, что экшн вкупе с блестящей на солнце бритой головой Дизеля и хищными инопланетными тварями больше порадуют аудиторию Америки. Постановщик-сценарист на этот раз не обманул собственные надежды: проект был принят на «ура» на большинстве территорий, но главное — окупился в североамериканском прокате. И хотя тогда, в 1999 году, создатель не планировал развивать историю вширь (поначалу Туи вообще намеревался умертвить Риддика в финале), положительные финансовые результаты незамедлительно позволили продюсерам поднять тему сиквела.

Спрашивается, чем таким «Черная дыра» зацепила зрителя? Относительно недорогая фантастика (бюджет фильма составил скромные по меркам 90-х 23 миллиона, тогда как тот же «Водный мир» обошелся создателям в 175) снималась по принципу «чем дешевле, тем лучше». Если Питер Джексон взял от родной Новой Зеландии лучшее, то Туи предпочел показать оборотную сторону Австралии — выжженную солнцем безжизненную степь. Скудные компьютерные спецэффекты вряд ли смогут тягаться с вышедшей в том же году «Матрицей» — несколько минут космических полетов, пара планетарных кадров и коряво прорисованные монстры. Спасало авторов только то, что большая часть действия картины происходит ночью, поэтому от специалистов по визуальным страхам требовалось лишь очертить контуры кошмарных существ. Остальное додумывал сам зритель.

Диалоги персонажей тоже не блещут сценарными изысками, Тарантино может спать спокойно. Типичная болтовня выживших после космической катастрофы: «мы все умрем», «кто тут главный» и «куда все подевались». Заметно оживляет действие лишь противостояние охотника Джонса и Риддика, да присутствие в кадре чернокожего мусульманина в исполнении Дэвида Кита. Все остальные лица, включая Раду Митчелл, сыгравшую последнего выжившего члена экипажа — картонные и проходные типажи, скучные и не запоминающиеся.

Единственной и, несомненно, главной удачей, схваченной за хвост Туи, стало участие в фильме восходящей звезды жанра экшн Вина Дизеля (в девичестве — Марка Синклера Винсента). Могучий торс, обезоруживающая ухмылка и гладкий череп актера произвели на аудиторию неизгладимое впечатление, а сам персонаж, выдуманный сценаристами «Черной дыры», был типичным плохим парнем, на которых клюют хорошие девушки. К сожалению, Дизель настолько врос в типаж, что с тех пор только и делает, что копирует сей образ из фильма в фильм, без особых усилий заколачивая миллионы баксов в киносериалах «Форсаж» и «Три икса». Все его попытки разорвать «порочный» круг клише заканчивались фиаско, включая кассовую, но слабенькую семейную ленту «Лысый нянька: Спецзадание» и сумбурный фантастический боевик «Вавилон Н.Э.». Зато в роли Риддика актер чувствует себя как рыба в воде, хотя за время съемок в «Черной дыре» Дизель успел повредить плечо и получить травму глаза (ношение специальных линз, благодаря которым светятся глаза его персонажа, не прошло бесследно).

Став знаменитым, Дизель без церемоний запросил у продюсеров восьмизначный гонорар, из-за чего съемки сиквела по горячим следам не состоялись. Лишь спустя пять лет актеру удалось найти консенсус и вновь влезть в шкуру межгалактического преступника. Однако мощного камбэка не вышло: продолжение под названием «Хроники Риддика» оказалось ощутимо слабее оригинала и в прокате провалилось. В 2013-м о герое вспомнили вновь, выпустив третью часть с емким и лаконичным заголовком «Риддик». Учтя ошибки «Хроник», создатели триквела вернулись к истокам: на экране вновь появились разнообразные монстры, а форматы 3D и IMAX добавили картине объема и зрелищности (а также себестоимости).

И на этом история, скорее всего, закончится, с чем Дизеля и поздравляем. Пора уже заканчивать карьеру боевитого качка и выходить на качественно иной уровень.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: