Город Адриана ван Остаде. Кто в нем работает?
На гравюрах голландского художника Адриана ван Остаде — множество персонажей. Все они заняты своими делами. Башмачник, точильщик, булочник…
«Башмачник». Теплый осенний день. На крыше будки башмачника лежит угревшаяся на солнышке дворняга.
Два мужчины: один пришивает подошву к чувяку, другой расположился напротив на трехногой табуретке, сидушка которой сделана из комля, и курит трубку.
Оба одеты тепло: рубашки с длинным рукавом, накидка тоже с рукавами. На башмачнике поверх рубашки — телогрейка.
У клиента брюки короткие, из-под них видны ноги в чулках. Обувь — мягкая, с задником и со шнуровкой впереди. Шляпа на нем — с полями, на башмачнике — колпак.
Рядом с башмачником около ступенек, ведущих в дом, метла. Справа — водяная колонка, пристроенная к стенке дома (видимо, этот отсек — хозяйственный, хлев или амбар). Еще правее — две связки, не то хворост, не то камыш.
Воду качают из скважины поршневым насосом. К рычагу, ось которого закреплена в кронштейне на стене, прикреплена штанга (шатун), соединенная с поршнем. Надо полагать, что в поршне есть перепускной клапан. Он закрывается, когда шатун тянет поршень вверх, вода поднимается и выходит через гнутую трубку, выливаясь в ведро или кадушку (кадушка стоит рядом с колодцем). Клапан открывается при движении поршня вниз, при этом вода поступает в надпоршневое пространство. Потом все повторяется.
«Помещение», в котором сидит сапожник, не слишком велико, пространство в нем — минимальное, как собачья будка. Места хватает только, чтобы сесть. Люк, которым закрывается эта конура, двухчастный: нижняя половина поворачивается на петлях и опускается, верхняя поднимается. Справа — дверца, которая и ведет в «кабинет».
В руках у сапожника шило, видимо, он пришивает подошву. Рядом с готовыми чувяками лежит еще инструмент, похожий на клещи. Образцы обуви — перед посетителем: чувяки без задника и с задником.
Крыша будки покрыта досками, которые закреплены чем-то вроде шурупов — видно шлиц на всем крепеже. Похоже, что доски обработаны так, чтобы их кромки как бы нависали над стыком, не давая дождю просочиться внутрь.
Этот сапожник принимает клиента. А у другого — перерыв, к нему приехал точильщик.
«Точильщик». Будка этого сапожника очень похожа на предыдущую. Время действия — начало сентября, на дереве за домом висят яблоки.
Точильщик ездит со своей машиной. На шасси типа тачки — два лонжерона (длинные доски), между которыми на оси стоит колесо. Колесо целиком деревянное: ступица, 6 спиц, обод. Из рисунка не очень ясно, но на ободе должен быть металлический обруч — бандаж. Между лонжеронами — площадка для принадлежностей, в лонжероны вставлены две лапы, на которые весь агрегат опирается во время работы.
Свободные концы лонжеронов разведены настолько, чтобы было место встать между ними и работать. На лонжеронах есть стойки, между стойками — вал, на валу — наждачный круг. Вал приводится в движение кривошипно-шатунным механизмом и педалью (как на ножных швейных машинах). На педали стоит нога точильщика.
Конец педали вставлен в стойку тележки, педаль во время движения вынимается из своего гнезда и укладывается на площадку.
Материал круга — песчаник, из которого делаются мельничные жернова, диаметр — около полуметра, ширина — от 5 до 7 сантиметров (исходя из пропорций рисунка).
Сапожник протягивает точильщику кривой нож, а точильщик сосредоточен (что у него в руках — непонятно).
Над кругом на постаменте стоит кадушка, видимо, с водой для смачивания и очистки круга. На точильщике — надвинутый на глаза колпак (один глаз закрыт совсем) и фартук, потому что работа грязная: вода с камня разбрызгивается, на него летят брызги и песок, отрывающийся от круга при заточке.
«Продавец очков». Продавец очков ходит от дома к дому, предлагая свой товар. На шее — ящик с очками. Непохоже, что он как-то определяет остроту зрения, какой-то там астигматизм и прочие «измы». Очки подбираются по принципу «лучше — хуже», по существу — так же, как и сегодня, спустя почти 500 лет.
«Пекарь». Где-то рядом живет усатый пекарь. У него только что вышли из печки свежие булочки. И вот он, еще не остывший от жара, в рубашке нараспашку с открытой волосатой грудью спешит протрубить об этом всей округе.
Сейчас подошьют все подошвы башмачники, наточит все ножи точильщик, подберет очки бабуся — и пойдут они все за булками к пекарю: башмачник, точильщик, бабуся…