Артур Шопенгауэр: что мы знаем об основателе пессимизма?

Пессимизм для бодро мыслящего большинства — унылое мировоззрение нытика и неудачника, с тоской смотрящего в прошлое и со страхом в будущее. Когда неудачливый представитель рода человеческого, рисующий черный мир одной черной краской и взирающий на него сквозь черные очки своей черной души, по-черному радуется этой черноте.

А между тем это целое философское направление, основателем которого считается один из величайших философов-волюнтаристов, немец по происхождению и человек мира по образу мышления Артур Шопенгауэр… «Жизнь — страдание и единственная реалистичная философия. Все остальное — ложь»

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге, Пруссия.

Он получает блестящее для того времени образование. Помимо основных предметов того времени, обучается рисованию, верховой езде, фехтованию, игре на флейте, танцам. Учится и живет во Франции, Бельгии, Англии, Швейцарии и Южной Германии.

Отец хочет сделать из него успешного торговца, но выпадает из окна и разбивается насмерть, после чего Артур оставляет коммерцию и поступает в Геттингенский университет, где сначала увлекается медициной, а потом философией. Позже он перебирается в Берлин, где слушает курс лекций по философии известного в то время философа Фихте. Изучает физику, химию, астрономию, геогнозию, физиологию, анатомию, зоологию, а также классические языки. Проходит курс лекций у Вольфа, Бека, Бернгарди и других.

Он пишет: «Философия — это альпийская вершина, к которой ведет лишь крутая тропинка, пролегающая по камням и терниям. Чем выше человек взбирается, тем становится пустыннее, и идти по этой тропинке может только человек вполне бесстрашный. Часто человек этот пробирается над пропастью, и он должен обладать здоровой головою, чтобы не подвергнуться головокружению. Но зато мир, на который он взирает сверху, представляется ему гладким и ровным, пустыни и болота исчезают, неровности сглаживаются, диссонансы не доносятся до него, он окружен чистым воздухом и солнечным светом, между тем как у ног его расстилается глубокая мгла»…

Трудно сказать, что послужило предтечей его пессимистического мировоззрения: семья его была богата, в юности он пользовался успехом у женщин, имел возможность много путешествовать и сделать блестящую карьеру. Однако все это не помешало ему — не по причине ранних горьких разочарований, а благодаря какому-то самостоятельному глубинному мышлению — выбрать единственно возможное для себя понимание этого мира.

Это заставляет еще больше проникнуться его философией: «Никакой объективной истины и справедливости на свете нет. Есть страх перед смертью, а жизнь лишена смысла, который как-то сгладил бы этот страх. Как известно, хорошо то, что хорошо кончается, а чем кончается жизнь? К тому же если мы подведем баланс всех положительных и отрицательных эмоций, то итог окажется явно не в пользу положительных. Жизнь — это не подарок природы, а большое несчастье. И каждый человек должен полностью отдавать себе в этом отчет»…

В Веймаре, где живёт его мать, Артур знакомится с актрисой Ягеман и серьезно увлекается ею. Он даже собирается жениться на ней, но что-то расстраивается, и он до конца своих дней остается холостяком. Некоторые злые языки утверждают, что именно этот факт и послужил причиной его мизогинии (женоненавистничества) и мизогамии (ненависти к браку).

Например, он считал так: «Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Он так же, как и древние греки, считал, что настоящий мужчина может и должен обходиться без женщин: «Единственный мужчина, который на самом деле не может обходиться без женщин, — гинеколог». А женщин считал существами, обделенными как в интеллектуальном, так и духовном плане, всем существом нацеленными только на одно — выйти удачно замуж и принести потомство.

Шопенгауэр также высказывался за безбрачие, повторяя слова Петрарки: «Тот, кто ищет спокойствия, должен избегать женщин — этого вечного источника споров и треволнений»… «Одиночество есть жребий всех выдающихся умов»

В 1833 году он возвращается во Франкфурт, где и остается жить безвылазно почти двадцать восемь лет. Местная жизнь его не интересует, с соседями, обычными бюргерами, он почти не общается, светские рауты и беседы терпеть не может. Живет он уединенно, в небольшой не обставленной квартире, самую большую комнату которой занимает библиотека. В квартире нет мебели, и только на мраморном столике в комнате, в которой он умер, стоит позолоченная статуэтка Будды и бюст Канта. На стенах висят портреты маслом Гёте, Шекспира, Декарта.

Он встает ровно в семь утра, пишет до двенадцати, потом в одно и то же время обедает в одном и том же трактире, возвращается домой и читает что-то из своей библиотеки. Он утверждает, что «не следует читать плохих книг, потому что подобные книги крадут у человека самое драгоценное его достояние — время Платона и Аристотеля», которые он перечитывает неоднократно. Из римлян он более всего ценит Сенеку. А еще говорит, что «читать — значит думать чужой головой вместо своей собственной, и если читать, то читать лучшее».

21 сентября Шопенгауэр встал в обыкновенное время и уселся на диване пить кофе, но когда, несколько минут спустя, в комнату вошел доктор, он застал его опрокинувшимся на спинку дивана без признаков жизни. Паралич легких закончил его земной путь. Он всегда рассчитывал на легкую смерть, утверждая, что тот, кто провел всю свою жизнь одиноким, сумеет лучше всякого другого отправиться в вечное одиночество в радостном сознании, что он возвращается туда, откуда вышел, столь богато одаренным и в уверенности, что честно и добросовестно выполнил свое призвание.

Могилу Артура Шопенгауэра украшает скромная надгробная плита, обвитая плющом, на которой, кроме имени, нет ни дат рождения и смерти, ни эпитафии. При жизни он был убежден, что «ставить кому-либо памятник, значит заранее сомневаться, что потомство тебя не забудет». А на вопросы, где он желает быть похороненным, отвечал так: «Это безразлично. Они отыщут меня и так».

Самой выдающейся работой Артура Шопенгауэра считается трактат «Мир как воля и представление». Среди других работ у самых разных читателей пользуются популярностью его «Афоризмы житейской мудрости», написанные доступным и понятным языком.

Шопенгауэр был любимым философом Ивана Тургенева и Льва Толстого. И даже сейчас большая часть его замечательных мыслей нисколько не устарела, а приобрела еще большую актуальность и может послужить ключом к лучшему пониманию мира и человека.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: