Фантастика «После нашей эры» (2013). К чему приводят отцовские амбиции?
Нет сомнения, что человечество в ленте «После нашей эры» прошло тот же скорбный путь, что и режиссер М. Найт Шьямалан. Только вот если с родной планеты улететь еще можно, то от себя любимого не убежишь, не скроешься.
По карьере индийского постановщика можно написать трактат «О нецелесообразности тиражирования таланта в угоду материальным потребностям». Увы, дарования Шьямалана хватило лишь на затравку: его фильмография представляет собой круто ниспадающую кривую, ибо с каждым разом фильмы под его чутким руководством получаются все глупее и площе.
…Ухайдокав Землю-матушку, люди оставили родину в руинах и отправились искать счастья в иные миры. Их прибежищем стала планета Нова Прима, на которой уже успели обосноваться недружелюбные крокозябры «урсы». Монстры, отслеживающие цель по источаемым ею флюидам страха, по-быстрому нашаманили вновь прибывшим геноцид. Запах страха, источаемый поселенцами, чуть было не погубил их, но бесстрашный боец Рэйдж проявил чудеса храбрости на поле брани. Закупорив панику в зародыше, он стал невидим для противника и перерезал кошмарных тварей ножичком аки помидоры в салат.
Прошли годы. Рэйдж повысился до ранга командора спецподразделения рейнджеров. Структура «Призрак» объединила самых психически устойчивых воинов. Туда же стремится всеми силами попасть и единственный сын командора — Китай. После гибели старшей сестры от лап ненавистных «урсов» Китай хочет доказать отцу свою преданность. Однако «солдат, не знающий слов любви» Рэйдж не слишком сочувствует неудачам сына и сквозь пальцы взирает на успехи, ибо большую часть времени проводит на границе галактики, сражаясь за хрупкую независимость Нова Примы.
Судьбой отцу и сыну уготовано испытание. Отправившись вместе на учения, они попадают в астероидную бурю и падают на планету со строгим карантином — бывшую колыбель человечества. На Земле теперь безраздельно властвует флора и фауна, а главный закон — закон выживания сильнейших. Посадка не была гладкой, отец сломал обе ножки и не в силах продолжать путь. А идти надо, ведь в отвалившемся в процессе падения хвосте находится мегапередатчик, способный кинуть клич в глубокий космос. Снабдив отпрыска остатками кислорода, именным мечом-раскладушкой и суровым напутствием, Рэйдж отпускает Китая в свободное плавание по джунглям, кишащим дикими зверями, огромными птицами, ядовитыми слизняками и сбежавшим с борта звездолета «урсой»…
Уиллу Смиту не в первой работать в жанре фантастики. Он уже усмирял точным хуком инопланетянина в «Дне независимости», перебил кучу космической нечисти в трилогии «Люди в черном» и даже пытался выжить в безлюдном Нью-Йорке после апокалипсиса («Я — Легенда»). Собственно, именно Смит настоял на том, чтобы придуманная им история об отце и сыне из банального туристического похода превратилась в научно-фантастический экшн. Он же захотел, чтобы у руля проекта встал индус М. Найт Шьямалан, а роль Китая сыграл не кто иной, как родной отпрыск Смита — Джейден. И тут звездный актер снова не оригинален, ведь он уже успел засветиться вместе с сынулей в кадрах драматической ленты «В погоне за счастьем».
Смиту уже давно тесно в рамках актерской профессии. Неплохо прокачав кошелек еще в бурной молодости, будучи участником модного хип-хоп дуэта Jazzy Jeff & the Fresh Prince, Смит использовал прилипший никнейм в популярнейшем телесериале «Принц из Беверли-Хиллз» и быстро перерос рамки голубого экрана. Благодаря «Плохим парням» Майкла Бэя актер стал полноценной и высокооплачиваемой звездой Голливуда, и вскоре уже сам спонсировал собственные проекты. Его первый продюсерский опыт был получен на картине другого известного чернокожего хохмача, комедии «Шоу начинается» с Эдди Мерфи. Только для Мерфи это было началом конца, а у Смита все было впереди.
Однако в этот раз чутье Уилла подвело. Фактически, он совершил четыре фатальные ошибки, одну за другой. Во-первых, он запулил в банальный сюжет 130 миллионов денег. Во-вторых, он не вовремя поверил в собственный талант сценариста, хотя до сих пор старался избегать непосредственной работы с текстами. В-третьих, он доверился Шьямалану, у которого последние семь лет, начиная с «Девушки из воды», все валится из рук, а провал с «Повелителем стихий» и вовсе мог поставить на карьере индуса жирный крест. И, наконец, главное — покровительство сыну Джейдену, который в 2006-м («В погоне за счастьем») был обаятельным чернокожим мальчиком, но окромя широко распахнутых глаз и детской непосредственности ничем не выделялся. Его подростковый вариант растерял остатки очарования, и Джейден превратился в худосочного парнишку без видимых зачатков одаренности.
Для провала «После нашей эры» хватило бы и половины вышеозначенных причин, однако все вместе они утопили проект в убытках, которые грозятся надолго запечатать Шьямалана и серьезно ослабить продюсерские позиции Смита. Шутка ли, в родном прокате лента не отбила и половины бюджета, сумев сократить потери лишь за счет международных показов, в том числе и в России.
Спрашивается, чего не хватило? Искренности и драйва, в первую очередь. Логики, продуманного сюжета и интриги — во вторую. Даже спецэффектов, и тех с гулькин нос, если не считать таковыми несколько образчиков компьютерной фауны, от которых за версту веет неправильно спаренными пикселями. Малолетний Джейден банально плох, наглядно подтверждая принцип «отдохнувшей природы». Складывается впечатление, что в жизни Смит шпыняет потомка не меньше, чем в кино, ибо звезды из младшего не получается, но папаша назойливо старается. Оно, конечно, дело хозяйское, можно даже сказать, семейное, но настойчивость протекции смущает. Мол, «полюбите нас черненькими, а беленькими негры не бывают» ©.
Хуже всего, что фильм-то скучный и предсказуемый с самого начала. Пара тревожно-напряженных моментов с лихвой компенсируется тягомотными диалогами и открыточными видами пейзажей Коста-Рики, в коих Спилберг некогда оформил свой куда более энергичный экшн «Парк Юрского периода». Потенциал у истории Смита и Гари Уитта действительно был неплохой, но откровенно позорная актерская игра и давно дрогнувшая рука Шьямалана уничтожили замысел. Всецело переживать за парнишку, скачущего на ногах-спичках по лесам, не получается, ибо «хэппи-энд» неизбежен. Скупая слеза не прольется по щеке, как это было в картине «В погоне за счастьем», где Смит ночевал в туалете, трогательно прижимая к себе малолетнего Джейдена. Увы, все пафосно, шаблонно и схематично, словно деньги были не потрачены, а «освоены».
Но больше всего смущают представления Смита и компании о будущем, в котором человек по-прежнему является самым слабым звеном в пищевой цепочке, а продвинутые технологии коснулись лишь аспекта коммуникаций. Защищенный интерактивным, но непрочным костюмом, младший Рэйдж бегает по лесам со шприцем в рюкзаке и копьем, словно и не было «Звездных войн», «Искусственного интеллекта» и «Аватара». Да и задумка со слабовидящим инопланетным монстром, вынюхивающим врагов, не выдерживает никакой критики.
Лучше б ты, батяня, сыночку наган вручил именной, нежели эту палку-копалку. Глядишь, и сказочка была бы поживее.