14 февраля - день святого Валентина? Нет, День компьютерщика!

Я уже однажды писал: праздников в мире сейчас развелось столько, что если отмечать все их возлияниями, никакая печень не выдержит. Проредить бы торжества надо!

Вот, например, 14 февраля я принципиально не отмечаю день святого Валентина. Хотя к женщинам отношусь с любовью и уважением. Все мои дорогие и милые об этом знают и не заставляют преподносить им розовые марципановые сердечки или дебильные открытки-валентинки.

Но будь я чуть более сентиментальным, в этом году 14 февраля обязательно положил бы роскошную розу… на клавиатуру своего домашнего компьютера. С днем рождения, дорогой! Ты прекрасно выглядишь в свои 65! Просто молодеешь день ото дня!

Что же произошло 14 февраля 1946 года? А произошло одно очень важное для современной цивилизации событие. В Пенсильванском университете был принят в эксплуатацию первый электронный вычислитель, работающий по заранее заданной программе. Впервые автоматизация коснулась процесса вычислений, процесса мыслительного, который до тех пор считался исключительной прерогативой человека разумного.

Конечно, для ускорения вычислений к тому времени были придуманы разнообразные устройства, начиная с конторских счет и кончая арифмометрами. Смышленые пареньки, а чаще всего прилежные девушки, сидя в конторах, перебрасывали костяшки или крутили ручки арифмометров много дней, чтобы насчитать заработную плату работников предприятия. Огромные счетные бюро работали в системах социального страхования, государственной статистики и в банках.

И в военных ведомствах тоже. Вспомним, что Конрад Цузе, который собрал первый в мире работающий компьютер, пытался подыскать ему применение у авиаконструкторов и у артиллеристов.

Артиллеристов в первую очередь интересовал расчет баллистических таблиц. С помощью таких таблиц можно было рассчитать полет снаряда. Это позволяло организовать стрельбу с закрытых позиций на дальние расстояния («за горизонт»), когда нет возможности поместить неподалеку от цели наблюдателя для корректировки огня. В США расчетами баллистических таблиц занимались военные вычислители на артиллерийском полигоне в Абердине, штат Мэриленд.

Но уже в 1942 году они перестали справляться с работой. Тогда было решено попросить помощи у сотрудников находившегося неподалеку Пенсильванского университета. Здесь имелся специальный прибор, который назывался дифференциальный анализатор. С его помощью можно было рассчитывать баллистические траектории быстро, хотя и не точно, а затем уже при помощи арифмометров получать результаты с требуемой для артиллеристов высокой точностью.

Подобные электронные дифференциальные анализаторы в СССР применялись сотрудниками С.А. Лебедева для обеспечения безопасности больших электрических сетей. По окончании войны С. А. Лебедеву пришла в голову мысль заменить дифференциальные анализаторы на универсальные электронные схемы, которые бы производили расчеты по заранее заданной программе. А уже в 1942 году приблизительно такую же идею начали воплощать в жизнь в Пенсильвании Джон У. Мочли (John William Mauchly) (1907−1980) и Дж. Преспер Эккерт (John Adam Presper Eckert Jr.) (1919−1995).

9 апреля 1943 года армия заключает с Пенсильванским университетом контракт стоимостью в 400 тысяч долларов на создание электронного счетного устройства для универсальных расчетов. Устройство назвали ENIAC. Звонкое имя было попросту сокращением названия устройства: Electronic Numerical Integrator and Computer, что в переводе означает «электронный цифровой интегратор и вычислитель». Так, среди прочего, появилось на белый свет слово «компьютер».

Построение компьютера было делом совсем не простым. По первоначальным подсчетам, электронно-счетная машина должна была состоять почти из 17500 радиоламп. Срок жизни одной радиолампы — около 15 тысяч часов. Значит, по статистике, каждый час хоть одна лампа да выйдет из строя. Казалось бы, по техническим причинам построить счетную машину не было никакой возможности. Но «неразрешимую» проблему решили. Дж. Эккерт предложил подавать на лампы не стандартное напряжение, а на 10% меньшее. Лампы стали перегорать реже и количество сбоев снизилось до нескольких раз в неделю.

Программу расчетов вводили, соединяя элементарные блоки коммуникационными шнурами, как на старинных телефонных станциях типа «Барышня, мне Смольный». Перепрограммирование означало переключение тысяч соединительных кабелей и занимало несколько дней. При том, что сам расчет мог произойти за полчаса! Кстати, одна из первых девушек-программистов, занимавшихся переключением соединительных кабелей, Кэтлин Макналти (Kathleen McNulty), стала вскоре женой Дж. Мочли.

Компьютер ENIAC был собран в конце 1945 года. Война уже закончилась. Но задача баллистических расчетов оставалась актуальной. Ведь наряду с пушками на вооружение армии США стали поступать реактивные снаряды, а после и ракеты. Кроме того, на этом компьютере произвели расчеты, доказавшие принципиальную возможность создания водородной бомбы. А после — также и расчеты, доказавшие, что термоядерный взрыв не подожжет атмосферу Земли и не устроит всем нам конец света. Подобные опасения теоретически были вполне оправданны. Многие американские ученые отказывались участвовать в самоубийственном проекте. В отличие, кстати, от советских, у которых попросту не было возможности отказаться.

14 февраля 1946 года военные представители подписали акт о принятии в пользование первой электронной вычислительной машины. Через несколько дней ENIAC продемонстрировали журналистам. На тех, в первую очередь, произвели впечатление грандиозные размеры первого компьютера: 26 метров в длину, 6 метров в высоту! Но и быстродействие электронного вычислителя удивляло. Стало ясно, что пришла новая эра в технике.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: