Что значит для израильтян Масада? Царь Ирод и его строительство
Одно из самых впечатляющих мгновений, которое может испытать турист в Израиле — встреча рассвета на Масаде. Большинство побывавших на Масаде говорят, что путешествие туда оказалось для них самым запоминающимся приключением. А если к этому добавить волшебный момент прихода нового дня…
Но что такое Масада? Название это происходит от ивритского слова, означающего в переводе «крепость». Масада — это крепость на скале в Иудейской пустыне недалеко от берега Мертвого моря. Высота скалы — 450 метров. Со всех сторон — глубоченный обрыв. По склону можно подняться на вершину скалы по узкой тропинке. Тропинка эта существует и поныне. Любители экстрима могут ею воспользоваться, хотя сейчас на вершину Масады поднимаются на фуникулере. Этих любителей предупреждаю: подъем на Масаду пешком в жаркие дни, действительно, экстремальное приключение.
На вершине — ветер, тишина и незабываемый вид на Мертвое море. А еще на вершине Масады — развалины дворца и остатки укреплений, которые стали свидетелями одной из самых трагических страниц истории Святой Земли.
Но обо всем по порядку…
В русском языке слово «ирод» имеет четкую отрицательную окраску. Враг рода человеческого, не меньше. На самом деле, царь Ирод (Гордус) воистину был «эффективным менеджером» своего времени. И добился многого в улучшении своего царства. Что совсем не означает, что был этот царь белым и пушистым. Царям такими быть не положено.
Мать Ирода была дочерью аравийского царя, а отец Антипатр — из племени адумеев. Племя это в начале 1-го века до н.э. приняло иудаизм. Так что с точки зрения многих тогдашних ортодоксов, Ирод был не вполне евреем. К тому же он узурпировал трон, который до этого полтора столетия занимала династия Хасмонеев. Чтобы придать своему правлению хоть какую-то видимость законности, Ирод женился на хасмонейской принцессе Мириам. Что, впрочем, не помешало ему в дальнейшем уничтожить всех прямых потомков Хасмонеев, включая свекровь и любимую жену.
Этого, естественно, не желали забывать приверженцы прежней царской династии. Патриоты же не могли простить Ироду сотрудничество с римскими оккупантами и насаждение греческой, языческой, культуры. При таком жестоком истреблении претендентов на власть и такой широкой народной оппозиции никакого удивления не вызывает попавшее в Евангелие народное сказание об устроенном Иродом избиении младенцев в Вифлееме.
Подобно булгаковскому Пилату, Ирод не любил Иерусалим. Здесь ему претило все: и толпа на базаре, в шуме которой он различал шепот заговора, и царский дворец, постоянно напоминавший ему о собственном, не царском, происхождении. Поэтому Ирод постоянно искал другое место для размещения царской резиденции. Религиозной столице, по-восточному бестолковому Иерусалиму, Ирод противопоставил морской порт Кейсарию, возведенный на ровном и пустынном берегу по классическому плану римского города.
В качестве летней резиденции, между Иерусалимом и Вифлеемом, Ирод возвел крепость Иродион. Именно здесь, а не в Иерусалиме он будет похоронен в роскошном мавзолее. В качестве же зимней резиденции Ирод облюбовал Масаду, находившуюся в трех днях пути от Иерусалима.
Паранойя — профессиональная болезнь царей. Поэтому мысль Ирода воздвигнуть на неприступной скале роскошный дворец-крепость не удивляет. В случае восстания он должен был сыграть роль укрытия, в котором царь мог бы в полной безопасности отсидеться до подхода союзных ему римских легионов.
Для обеспечения цитадели запасами воды в скале были выдолблены 14 огромных цистерн с общим объемом воды 36 тысяч кубометров. Вода редких зимних дождей, устремляясь потоками с пустынного плато по направлению к Мертвому морю, отводилась в цистерны по хитроумной системе водоводов, спланированной искусными инженерами. Этой воды было достаточно, для того чтобы выдержать многомесячную осаду. Воды с лихвой хватало как для нужд большого царского двора, так и для наполнения великолепных римских терм, находящихся здесь же.
Старый дворец Хасмонеев, находившийся на самом краю северного обрыва, был перестроен в роскошный новый дворец, расположенный на трех уровнях. Даже сегодня остатки этого дворца продолжают поражать воображение. В огромных складах хранились большие запасы продовольствия, также археологи нашли амфоры, предназначенные для хранения редчайших сортов вина, импортируемого ко двору царя прямиком из римской метрополии.
Роскошный дворец, построенный в центре пустыни на высокой скале — уже одного этого достаточно для того, чтобы поразить воображение туристов и заставить их запомнить посещение Масады. Но для израильтян Масада — памятник героизма и мужества.