Что значит для израильтян Масада? Осада римлянами

Масада — не просто роскошный дворец, построенный в центре пустыни на высокой скале и поражающий своим видом туристов. Для израильтян Масада — памятник героизма и мужества. Почему?

Бывший главнокомандующий Армии Обороны Израиля и легендарный археолог Игаль Ядин в своих мемуарах писал, что из сотен находок, сделанных им на протяжении своей многолетней карьеры археолога, он считает самыми важными 11 маленьких глиняных черепков, найденных в пустынной крепости Масада, которая возвышалась над Мертвым Морем.

Чем же так привлекли внимание известного археолога эти загадочные черепки? Чтобы выяснить это, давайте вновь нырнем в пучину давних лет и событий, во времена восстания Иудеи против римской оккупации…

Восстание это вспыхнуло спустя 70 лет после смерти Ирода. На его подавление у римлян ушло целых три года. В бунтующую Иудею были посланы три легиона — 15 тысяч бойцов, не считая части поддержки — огромная сила. Лишь падение Иерусалима и разрушение Храма сломило дух иудейских повстанцев.

Сложность противостояния великолепно смазанной римской военной машине усугублял раздор и открытая вражда между партиями повстанцев. Так, к примеру, сразу после начала осады Иерусалима, руководитель радикального движения зелотов Иоханан Гесхальский велел уничтожить запасы зерна. Тем самым повстанцы обрекли на голодную смерть жителей осаждаемого Иерусалима, вместе с десятками (если не сотнями) тысяч беженцев, ищущих укрытия за стенами города.

После падения столицы горстка повстанцев-зелотов вместе со своими семьями бежали в пустыню, пытаясь найти укрытие в пограничных крепостях. В Масаде укрылись сикарии — бойцы радикального крыла восставших во главе лидером Элезаром Бен Яиром.

В принципе, горстка защитников крепости на вершине скалы вместе со своими домочадцами мало чем могли угрожать римлянам. Но римляне были непреклонны в своем стремлении уничтожить до единого все тлеющие угли сопротивления. Правило в империи было простое: жителей провинций, осмелившихся оспорить власть Рима, следовало жесточайше наказать в назидание другим народам, а восставшие города и поселения стереть с лица земли. Таким образом, судьба повстанцев была предрешена.

На подавление последнего очага восстания против трех сотен уцелевших Рим бросил полный десятый легион. По оценкам историков его численность вместе с инженерными частями и силами тыловой поддержки составляла около десяти тысяч человек.

Римляне окружили цитадель сплошной оградой и возвели у подножья горы восемь военных лагерей. Даже в наши дни, спустя две тысячи лет, остатки этих лагерей хорошо видны с вершины Масады и являются молчаливыми свидетелями давней драмы. Вооружившись штурмовыми и осадными механизмами, римляне под командованием легата Флавия Сильвы приступили к осаде неприступной цитадели.

Но довольно быстро римляне поняли, что у малочисленных осажденных достаточно запасов еды и воды, чтобы выдержать осаду в течение многих лет. К тому же водосборочная система была построена так, что запасы воды со временем восполнялись. Не желая держать целый легион месяцы под палящим летним солнцем в пустыне со змеями и скорпионами, легат принял решение начать штурм.

Как же можно подвести осадные башни к высоким вертикальным обрывам? Римляне были хорошими инженерами и смогли это сделать. Силами девяти тысяч рабов за несколько месяцев была сооружена насыпь над крутым обрывом. По этой насыпи легионеры подвели к самой кромке стен осадную башню и таран. Стена была разбита, дополнительные укрепления, наспех сооруженные защитниками крепости — тоже. Легионеры ворвались на территорию крепости. Но даже закаленные боями воины не были готовы к зрелищу, представшему их глазам. Все защитники крепости были мертвы…

О событиях тех далеких лет мы знаем по книге «Иудейская война», написанной одним из выживших руководителей восстания, Иосифом Бен Матитьяху. В своей книге Иосиф написал, что защитники последнего оплота восстания, Масады, предпочли смерть унизительному плену и рабству. Мужчины умертвили своих жен и детей, а после этого, написав свои имена на глиняных черепках, бросили жребий. Одному из них предстояло убить всех остальных, после чего покончить жизнь самоубийством.

Помните загадочные 11 керамических черепков, о которых вспоминал археолог и солдат Игаль Ядин? Так вот, на этих черепках одним и тем же почерком были написаны мужские имена, в том числе имя предводителя повстанцев Бен Яира. Спустя две тысячи лет в руки к археологам попали те черепки с именами, которые использовались защитниками Масады для жребия, описанного Иосифом Бен Матитьяху. Эта находка подтверждала героизм и твердость духа последних защитников Масады.

Примечательно, что сам Иосиф Бен Матитьяху в подобной ситуации принял другое решение. Он предпочел смерти плен и в знак смирения перед завоевателем принял фамилию пленившего его римского консула, а в дальнейшем и императора — Веспасиана Флавия. И именно под именем Иосиф Флавий он попал в историю и оставил после себя подробную хронику Иудейской Войны.

А крепость Масада сохранилась в воспоминаниях как последний оплот храбрых бойцов за свободу, осмелившихся поднять восстание против могучей империи. Как символ стойкости и беззаветной храбрости. Клятва «Вновь Масада не падет!» вдохновляла на подвиги бойцов, сражавшихся в Войне за независимость в 1948 году.

После создания государства Израиль возникла традиция: на Масаде принимали присягу молодые солдаты Армии обороны Израиля. Но поскольку идея самоубийственного самопожертвования получила неоднозначное отношение в обществе, для начала стоит учить новобранцев забрасывать вражеские доты гранатами, а не заслонять их телом. Поэтому было принято решение прекратить проведение присяги на Масаде.

Прошли два тысячелетия от описанных событий. ЮНЕСКО признал крепость Масаду памятником мирового наследия, ее посещают сотни тысяч туристов в год. И лишь по ночам, перед самым рассветом, ветер шепчет над ее руинами клятву, живущую в сердце израильтян: «Вновь Масада не падет!»




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: