Характерные дефекты швов электросварных труб
1. Непровар. Этот дефект сварного шва является наиболее опасным для дальнейшей эксплуатации труб. Непровар может быть как по всей высоте шва (сквозной непровар), так и частичный. Причинами образования непроваров могут быть:
а) недостаточная подводимая к очагу сварки электрическая мощность. Вследствие недостаточного выброса расплавленного металла кромок иззоны сварки под воздействием электромагнитного давления, окисные пленки частично остаются на поверхности кромок, препятствуя их свариваемости;
б) значительная непараллельность торцов кромок трубной заготовки («крыша») при недостаточной осадке;
в) неправильный угол схождения кромок;
г) большое расстояние от индуктора до точки схождения кромок;
д) недостаточное давление (осадка кромок) в сварочных валках;
е) дефекты на кромках трубной заготовки (значительные забоины, сколы, выходящие наружу кромок расслои и др.), местная зауженность ленты (дефект порезки на АПР).
2. Прожог. Завышенные электрические режимы сварки влекут за собой этот дефект, который может быть сквозным и не сквозным (поджог). Наибольшая вероятность образования прожога (поджога) возникает при замыкании индуктора - «простреле». Прострел возникает при наличии на кромках полосы заусенцев, либо при загрязненности окалиной охлаждающей жидкости.
З. Зашлакованность сварочного шва. Чтобы образовался прочный сварной шов, необходимо разрушить окисную пленку, образовавшуюся на свариваемых кромках в процессе их нагрева. Это достигается правильным выбором ведения сварочного процесса и достаточным давлением в сварочном узле. На толщину окисной пленки влияют:
а) температура нагрева кромок - по мере ее увеличения количество окислов растет;
б) скорость ведения сварочного процесса - при ее возрастании окисная пленка утоняется;
в) степень состояния торцов кромок. Установлено, что чем дольше порезанные ленты хранятся на складе, тем толще окисная пленка образуется на торцах (этот фактор может усиливаться повышенной влажностью и кислотностью окружающей атмосферы).
Значительное загрязнение торцов кромок присохшим цементным раствором, землей, угольно-графитной грязью могут также загрязнять шов и даже быть причиной непроваров.
Наличие загрязнений в самом металле трубной заготовки (штрипсе) в виде макрорасслоев, закатов, плен, шлаковых и неметаллических включений ухудшают качество сварочного шва, снижают прочностные характеристики металла шва и околошовной зоны. Они также могут быть причиной частичных непроваров.
4. Смещение кромок по высоте. Смещение, нахлёст кромок свариваемой трубной заготовки образуется в случае:
а) неправильной настройке валков клетей формовочного стана (особенно первой, кромкоформующей клети);
б) серповидности ленты, волнистости кромок, изломов кромок (гофров);
в) биении или перекосе валков;
г) значительной выработке калибров;
д) неправильной профилировке сварочных валков;
г) значительной разнице по толщине кромок свариваемой полосы (разнотолщинности ленты).
5. Неснятый (полностью или частично) грат остается на трубе в случае:
а) поломки лезвия гратосъемного резца;
б) кручения (скручивания) сваренной трубы влево-вправо от вертикальной оси под резцом;
в) неправильной установки гратосъемного резца - когда резец установлен высоко, грат не снимается, когда низко - происходит чрезмерное снятие грата с утонением стенки трубы. Использование гратосъемных резцов с радиусным профилем режущей кромки предпочтительнее, так как не вызывает утонения стенки;
г) неправильной настройки опорного ролика, расположенного под гратосъемным резцом.
а) недостаточная подводимая к очагу сварки электрическая мощность. Вследствие недостаточного выброса расплавленного металла кромок иззоны сварки под воздействием электромагнитного давления, окисные пленки частично остаются на поверхности кромок, препятствуя их свариваемости;
б) значительная непараллельность торцов кромок трубной заготовки («крыша») при недостаточной осадке;
в) неправильный угол схождения кромок;
г) большое расстояние от индуктора до точки схождения кромок;
д) недостаточное давление (осадка кромок) в сварочных валках;
е) дефекты на кромках трубной заготовки (значительные забоины, сколы, выходящие наружу кромок расслои и др.), местная зауженность ленты (дефект порезки на АПР).
2. Прожог. Завышенные электрические режимы сварки влекут за собой этот дефект, который может быть сквозным и не сквозным (поджог). Наибольшая вероятность образования прожога (поджога) возникает при замыкании индуктора - «простреле». Прострел возникает при наличии на кромках полосы заусенцев, либо при загрязненности окалиной охлаждающей жидкости.
З. Зашлакованность сварочного шва. Чтобы образовался прочный сварной шов, необходимо разрушить окисную пленку, образовавшуюся на свариваемых кромках в процессе их нагрева. Это достигается правильным выбором ведения сварочного процесса и достаточным давлением в сварочном узле. На толщину окисной пленки влияют:
а) температура нагрева кромок - по мере ее увеличения количество окислов растет;
б) скорость ведения сварочного процесса - при ее возрастании окисная пленка утоняется;
в) степень состояния торцов кромок. Установлено, что чем дольше порезанные ленты хранятся на складе, тем толще окисная пленка образуется на торцах (этот фактор может усиливаться повышенной влажностью и кислотностью окружающей атмосферы).
Значительное загрязнение торцов кромок присохшим цементным раствором, землей, угольно-графитной грязью могут также загрязнять шов и даже быть причиной непроваров.
Наличие загрязнений в самом металле трубной заготовки (штрипсе) в виде макрорасслоев, закатов, плен, шлаковых и неметаллических включений ухудшают качество сварочного шва, снижают прочностные характеристики металла шва и околошовной зоны. Они также могут быть причиной частичных непроваров.
4. Смещение кромок по высоте. Смещение, нахлёст кромок свариваемой трубной заготовки образуется в случае:
а) неправильной настройке валков клетей формовочного стана (особенно первой, кромкоформующей клети);
б) серповидности ленты, волнистости кромок, изломов кромок (гофров);
в) биении или перекосе валков;
г) значительной выработке калибров;
д) неправильной профилировке сварочных валков;
г) значительной разнице по толщине кромок свариваемой полосы (разнотолщинности ленты).
5. Неснятый (полностью или частично) грат остается на трубе в случае:
а) поломки лезвия гратосъемного резца;
б) кручения (скручивания) сваренной трубы влево-вправо от вертикальной оси под резцом;
в) неправильной установки гратосъемного резца - когда резец установлен высоко, грат не снимается, когда низко - происходит чрезмерное снятие грата с утонением стенки трубы. Использование гратосъемных резцов с радиусным профилем режущей кромки предпочтительнее, так как не вызывает утонения стенки;
г) неправильной настройки опорного ролика, расположенного под гратосъемным резцом.
Отзывы и комментарии